Каждый из нас неизбежно сталкивается с конфликтом. Разумеется, конфликты — необходимая часть нашей жизни. Без них невозможно построение оптимального коммуникативного процесса. Во время конфликта стороны выясняют взаимные ожидания и устанавливают необходимые психологические границы.

Однако, никто не станет спорить, что конфликтная ситуация — это стресс. Кто-то умеет держать себя в руках и вести конструктивный диалог. А у других людей порог эмоциональной чувствительности гораздо ниже, они выходят из себя, тем самым усугубляя положение.

Существует несколько простых рекомендаций по управлению своим эмоциональным состоянием во время спора. Здесь нам на помощь приходит психология.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВО ВРЕМЯ СПОРА

Подготовка.

Возьмите лист бумаги и подробно распишите свою позицию. Очень важно в любой спорной ситуации иметь четко сформулированные мысли. Письмо от руки позволяет еще раз структурировать информацию. Потренируйтесь перед зеркалом. Расскажите сами себе основные аргументы по данному вопросу. Последите за мимикой, позами и жестами. Вы убедительны? Постарайтесь довести свое поведение до такого уровня, что Вы сможете убедить сами себя.

Научитесь простому упражнению, которое быстро успокаивает внутреннюю бурю. Оно называется «Чаша спокойствия». Представьте, что в области солнечного сплетения, за ребрами у вас располагается некая чаша, до краев наполненная прозрачной жидкостью.Из какого она материала? Какого цвета? Холодная или теплая? А теперь постарайтесь сделать воду в чаше полностью неподвижной. Далее следует научиться все время удерживать чашу в горизонтальном положении, чтобы из нее ничего не выплескивалось.

Конфликтная ситуация.

Старайтесь говорить спокойным ровным голосом чуть тише обычного. В таком диапазоне очень сложно перейти в открытый конфликт. Ваш собеседник будет вынужден прислушиваться к тому, что вы говорите, а значит — будет более внимательным к деталям вашего разговора.

Больше говорите о себе и своих чувствах. Оппоненту  необходимо сообщить о своем эмоциональном состоянии, которое связано с данной ситуацией. Говорите только о фактах поведения, не переходя на оценку личности вашего собеседника. Тот, кто умеет в качестве аргументов в споре использовать только факты — всегда выигрывает. Конфликт так или иначе закончится, а вот обиды могут спровоцировать его повторение.

Освойте простые упражнения, которые позволят «отгородиться» от эмоционального заражения во время спора: представьте, что во время разговора перед Вами стоит зеркало, направленно на Вашего собеседника; во время неприятной беседы также можно представить, что Вы накрыты большим стеклянным колпаком, и звук голоса собеседника идет откуда-то издалека; представьте, что вся эта ситуация — спектакль в театре, и сейчас Вам предстоит сыграть роль. Таким образом Вы дистанцируетесь от неприятных переживаний.

Профилактика

Часто бывает так, что мы не хотим терять или портить отношения с дорогим для нас человеком.Но некоторые моменты в его поведении вызывают у нас сопротивление, раздражение, что впоследствии приводит к конфликтам и спорам.

Оптимальный способ в этой ситуации — игнорирование. Здесь Вам нужно будет набраться моральных сил и терпения и дать себе установку — «Я спокоен и уверен в себе. Его слова не действуют на мое настроение. Моя позиция твердая и ясная». Далее, когда Ваш собеседник начинает проявлять нежелательные моменты в своем поведении, Вы можете просто переводить тему, либо продолжать предыдущий разговор. Вы игнорируете только слова или конкретные поступки собеседника, но не его самого.

Конфликт — это искусство. Его главное предназначение — прояснить взаимные ожидания двух и более людей. В конструктивном споре рождается истина, и именно поэтому важно не бояться спорить, а научиться делать это правильно с максимальной выгодой для себя.

Добавить комментарий